+7 (3412) 733-663, +8-800-201-60-58
г. Ижевск, ул.Красноармейская 159а, 5 этаж

Обзор судебной практики по УР по снижению кадастровой стоимости земли

20 Ноября 2013

    Споры о размере кадастровой стоимости достаточно новое явление в судебной практике. В основном они связаны с кадастровыми оценками, проведенными в 2007-2009 г.г. При этом законодательство до последнего времени практически не содержало положений ориентирующих на возможные способы защиты интересов правообладателей земельных участков, связанные с установлением кадастровой стоимости таких земельных участков.

    Как следует из п.п. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земель в Российской Федерации является платным. В целях налогообложения и определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, устанавливается их кадастровая стоимость. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

    В настоящее время правовые основы порядка определения кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ). Однако по-прежнему имеют значение и нормы, принятые до этого Закона.

    На данный момент судебная практика идет по однозначному пути, по пути установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости определенной на дату проведения кадастровой оценки, которая содержится в нормативном правовом акте субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки (Постановление Правительства УР от 2 4.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»).

    Ясность в этом вопросе внес Высший Арбитражный суд в своем Постановлении от 25 июня 2013 г. N 10761/11.

    В указанном постановлении ВАС выразил свою окончательную правовую позицию и указал, что при рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной истец должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).

    Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).

    На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности образуемых земельных участков.

    Данной правовой позиции придерживались Арбитражные суды и ранее, например:
         - Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 N 18АП-2754/2013 по делу N А07-16076/2012.
         - Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2013 N 15АП-12838/2013 по делу N А53-1407/2013.

Однако, после вынесения Высшим Арбитражным судом РФ Постановления от 25 июня 2013 г. N 10761/11, сложилась однозначная судебная практика в вопросе об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной по состоянию на дату.

   Решение Арбитражного суда УР от 08.08.2013 г. №А71-2393/2013.

   Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам публичной кадастровой оценки, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению прав собственника этого земельного участка как плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с иском.

   Решение суда: Исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд указал, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 No913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

   По заключению эксперта полученного в результате назначенной судом оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050084:49 по состоянию на 1 января 2007 года (дата утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике) составляет 2 582 000руб. 00 коп. При указанных обстоятельствах, суд признал исковые требования правомерными.

   Решение Арбитражного суда УР от 11 октября 2013 г. № А71-7234/2013.

   Общество обратилось с иском в суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости определённой по результатам назначенной судебной экспертизы по состоянию на 01.01.2007 г.

   Исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд в решении указал, что в соответствии правовой позицией изложенной в Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011г., законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета а возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

   Аналогичные выводы содержатся в Решении Арбитражного суда УР от 14 октября 2013 г. № А71-7774/2013, Решении Арбитражного суда УР от 06.08.2013 № А71-6543/2013.

   Аналогичным образом развитие практики происходит и в других регионах.

   Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N А53-25158/2012

   Общество указало на нарушение своих прав как собственника земельного участка, которое заключается в необходимости оплачивать необоснованно завышенный земельный налог, так как налоговой базой является кадастровая стоимость участка.

   Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определённой на дату формирования участка.

   Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2013 по делу N А53-30579/2012

    Общество указывало, что действительная рыночная стоимость участков значительно ниже их кадастровой стоимости.

    Требование удовлетворено, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, вне связи с оспариванием достоверности кадастровой стоимости участка и законности нормативного акта об ее утверждении.

Возврат к списку

Онлайн-консультант